Стихи

Синяя лужа, чёрный снег,
Струны умолкли
Кончился бег
Память маслом
На солнце тает.
Три месяца всего, не целый век.
Только песни сердца мотают.
Он сам — песня, не человек.

раннее

Полубелый-полустих

Жалкий щенок
Тебя чем-то порвали, побили.
Несчастный ребёнок
Ты никогда не видел моря.
Бедная девушка
Вы никого никогда
не любили.
Счастлив лишь я,
что я только несчастлив, не более.
раннее

Сумасшедшая дорога

Все на нервах? Всё как в песне:
Человек идёт по лужам!
Он распутицей разбужен,
Он её блудливый крестник.

Как идётся, так идётся
По грязи как по паркету!
И подмигивает солнце
Сумасшедшему поэту.

У оврага, при берёзе
Полосатой и пригожей,
Столб усталый и тверёзый
Пьяным ветром перекошен.

У столбов - какие лица???
Где же ТОТ, в котором дело?
Вот на нём бы утопиться
Лишь курок бы не заело.

Сыпь в глаза, слезоточивый,
Барабань за перепонки,
С болью, с воем, с плачем, с силой,
С рыком грубым, с визгом тонким,

Доводя до исступленья:
НУЖЕН СТОЛБ, КОТОРЫЙ НУЖЕН!
Подгибаются. Колени.
Человек. Идёт. По лужам.

философское

Театр

Единица вздор, единица ноль,
Один, даже если очень важный,
Не поднимет простое
Пятивершковое бревно,
Тем более дом пятиэтажный...
Так всё-таки театр - дело коллективное?
философское

Из альманаха "Перерыв на работу" № 1, 1981 г

Правду себе режь,
Правду вынь да положь!
Тогда проживёшь как хочешь.
Другим предлагай сладкую ложь,
Ложь – приятную очень.
И в пьяной драке бей по лицу
Ведь это тебе к лицу подлецу,
И это будет единственный случай,
Когда ты правду скажешь!
Она ведь дерьмо – только пьяных и мучает,
Правда, не нужная даже.

раннее

Из альманаха "Перерыв на работу" № 1, 1981 г

Стоит рядом,
Стоит важно
Стакан с ядом,
Стакан огромный

Дико от жажды стонешь,
Ей сам не давая остыть.
Ужели его не тронешь,
Если так хочется пить?

раннее

Из альманаха "Перерыв на работу" № 1, 1981 г

Мещане

У нашего Митеньки
Сильный понос!
Послушай, ты
Любишь Ван Гога?!

раннее

Из альманаха "Перерыв на работу" № 1, 1981 г

К чёрту поэзию
Ближе проза!
Щёки на роже
Горят от мороза!

Вот это да!
Это вам не сопли на нитке!
Это было и будет всегда.
В «люди» калиткой!

Чтобы поняли!
А так ведь нет…
Чтобы сонные
Не плевались в ответ!

На это поэту Хренову…
Только б задумались,
Не задрожали!
Трудно поверить снам.

Только бы
Мысленно
Руки пожали,
Руки пожали нам.
раннее
философское

Из альманаха "Перерыв на работу" № 1, 1981 г

Привыкли, пошлеем,
А впрочем, так нужно,
Краснеем, бледнеем,
Смеёмся натужно,

Быстро стареем –
Беспощадное время,
Живём- преем!
Жизнь- бремя!

Дряхлость тебя: «слоп»!
Крышка гроба: «хлоп»!
Стоп…
раннее
философское

Из альманаха "Перерыв на работу" № 1, 1981 г

Лежит…
Вокруг солнца кружит…
Её дитя – народ…
Дитя-урод…

Но кто они?
Они- это мы!
А кто это мы?
Мы-это они…

Но почему же
Не вместе мы?
А потому что они-
Вялые пни…


Потому что у них
Не рождается стих.
Просто лень,
Просто ночь,

Просто им
Не смочь
Сделать день.
Надо им помочь?

А надо ли,
Не в стаде ли
Молочными станем
Братьями?

Как всё жевать то,
Что дают!
В экстазе стонать,
Когда в рожу плюют!

И им легче,
Они привыкли
Так жить легче -
Дрожать не обидно!

Так что дрожите!
Так что лежите!
А ещё скажите:
«Мы согласные,

И мы правы!
Потому и
Гласные,
Не то, что вы.»

раннее
философское

А ты считаешь свои годы? (1982 г)

А ты считаешь свои годы?
А ты открыла свой музей?
Ты сможешь сосчитать друзей
В свои печали и невзгоды?
Оставшихся с тобой друзей?

А ты не любишь помечтать?
А ты себя представить можешь
Чтоб день на день не был похожим,
Заснуть и по-другому встать
Чтоб не был день на день похожим.

А ты запоминаешь дни,
Ты помнишь даты, помнишь лица,
Ты в памяти не рвешь страницы,
Ты не сжигаешь их в огни.
Со мной, пожалуйста, страницу
Не рви, пожалуйста, не рви

Слово

Слово. Звучит красиво.
Классически, мягко, приятно.
С той же какой-то силой,
С какой-то грозой невнятной.

Непонятной кем-то, где-то
Плывущей, летящей в небе
Не птицей, не песней спетой,
А запахом зерен в хлебе…

Призывное что-то, трубное,
И нежное, журавлиное,
И слышится: нечто струнное,
Изводится переливами.

Исходится – на гитарное,
Не звучное, большое - милое,
И что-то такое старое…
Понять бы, что это было.

философское

В глазах асфальтовая россыпь

В глазах асфальтовая россыпь,
А в голове височный стук
И через дым от папироски
Себя угадываю вдруг…

Узнать бы, что Босому надо
Но мысли где, коль сам обут
Они, ночные конокрады,
Его берут, его ведут!

Людей скопленье,
Круг света чередой
Так, переждав однообразие
Отогреваются бедой.
философское

Где Человек

Встают из площадей, из тротуаров,
Из городов, проснувшихся давно
Берут бумаги лист для мемуаров
И ставят пальцем жирное пятно.
Но может быть у нас такое восприятие,
К тому же ясно выражена смысловая нить,
Но каждый раз все больше жирных пятен
И поводов о них поговорить.

Беседы сплошь- истерики из вальсов,
Слова же, как всегда, неверующий
Конвой…
Ломаются в рукопожатьях пальцы:
Который здесь чужой, который свой.
Где Человек? Дай правде разобраться!
Дай силы вынести его, дай пару ног!
Он спит пока… так дай же отоспаться!

Не нужно стен, иначе-потолок
Пусть будут сны и розовы и мглисты
Проснется пусть потом,
Потом пусть скажет вдруг,
Что этот новый лист бумаги чистый
Для чистых помыслов, а не для жирных рук.
философское

Артист

Артист, не плачь.
Пусть ты – палач.
Ведь все вокруг грешат
А зло с добром
Под топором
Все без тебя решат!

Но кто-то вдруг,
Как старый друг,
твой заговор порвал!..
Но где Париж.
Ты говоришь
Не те слова…

Так сдвинут шар!
Полно кишат-
-Стащить. Свести. Сорвать-
-Чертей в аду!
Они найдут
Кого короновать!

А явь-кругом,
Зовет: «Беги!»
Под этот жадный вой
Стоит дурак.
В прожекторах.

Но он-Живой.
лирическое
философское
Комментарии
Cергей Сурин
Андрей Эдуардович был артистом. Точнее – Артистом. На сцене он был на голову выше других – и совсем не из-за роста, тоже немаленького. В его игре был блеск, вкус и юмор. Была импровизация. Всё, что он делал, как Артист, никогда не было пресно. Он оживлял любое действие, был и солью и специей заваренной им же театральной каши. При этом, он очень часто и жил, как Артист, размывая границы театра.
И еще – он всё время искал новые способы существования актера на сцене. Как быть. Как играть. В прожекторах. Под вой. Под плач.

Из цикла "Великие - детям"-2

Жили по-соседству
Девочка Наташечка
И её друг детства
Первоклассник Сашечка

Сашка напевает:
"Умница Наташечка!
Погляди, какая
У меня рубашечка!

С белой окаёмочкой,
С синеньким цветочком,
С бархатной тесёмочкой
Прямо у пупочка!

Для меня ты, вроде,
Лучше всех на свете!"
…А её уводит
Второгодник Петя…

Саша сжал ручонки
И увёл с досады
Петину девчонку,
Толстую Розаду.

"Я стерплю, Розада,
Твой огромный вид.
Ну, а ты мне рада?" -
Сашка говорит.

А Розада рада!
Ведь теперь на свете
Есть у ней отрада!
Что-ж, дружите, дети!
раннее
юмор

А. Лунин. Из сборника " - И Хрясь" № 2, 1989

У меня, товарищи, нет предрассудков,
У меня, граждане, голая идея.
Я с этой голою в любое время суток
Я с ней живу, и с нею поседею.

Ее сосу, как вымя у коровы,
И заедаю коркою сомнений.
за то я ратую, чтоб все были здоровы-
На этот счет не может быть двух мнений.

Что я несу какой-то бред...
О, дайте мне воды, хочу понять я.
Со мной фонтан остаточных явлений
от перееда и от перепитья.
раннее
Комментарии
Cергей Сурин
С голой идеей Андрей Эдуардович и вправду жил. Был безукоризненным фанатиком идеи театра и творчества, - голова ломилась от планов, замыслов и неиссякаемого фонтана выдумок…
Жить-то с идеей жил, да вот только поседеть не успел.

А. Лунин. Опубликовано 23 июня 1981 г. в газете

Я монотонно хожу по дому,
Смотрю на часы- "тик-так".
Где-то с другим
И кому-то другому
Ты отдаешь - "тик-так".
Чудак, ты все ждешь,
А часы все "тик-так", "тик-так".

Вдруг в двери звонок,
Под сердце клинок,
Под ребра нож...
А тело зарыть...
Открыть, не открыть?
Из мухи слона,
С копейки вина,
Она, не она?
А вдруг- это просто друг?
А может быть будет без "вдруг"?

Я сижу. Не открою.
Упрям.
Сотни разных догадок строю.
Голова ими полна.
Потом подхожу к двери,
Открываю: ОНА.
раннее
Комментарии
Страшно подумать, какие мы были безумные в июне 1981 года. Только что прошла весна, тебе девятнадцать, уже можно влюбляться, часы тик-так, а в двери звонок.
Первое напечатанное стихотворение. Опубликовано в заводской газете «Скороходовский рабочий».
А часы – они действительно всё тик-так да тик-так. Только иногда останавливаются – совершенно внезапно.

А.Лунин. О моей взаимной любви к животным.

Почему же крокодилы так ужасно бессловесны?
Почему они не любят задушевный разговор?
Потому, что крокодилы - ловеласы и повесы;
Если любят крокодилы, то не прячься за забор.

Не поможет! Одолеют и высокие преграды!
Если вышла крокодила на решающий бросок,
То тебя она получит как весомую награду,
Как кусок любви и смысла, или просто - как кусок.

раннее
юмор
Комментарии
Андрей Эдуардович собирал у себя дома плюшевых, пластмассовых и разных прочих крокодилов. Сотрудничество с крокодилами было взаимовыгодным – они во-первых, не мешали (очень ценное качество), а во-вторых, вдохновляли Андрея. Ведь режиссер – тот же крокодил, который с первых сцен спектакля подкрадывается к зрителю, а потом резко, в один прыжок, заглатывает его. Зрителю деваться некуда: он становится пленником режиссерской фантазии.

А. Лунин. О моей любви к избирательной системе

Мы избираем, нас избирают,
Как это часто не совпадает...
Как то уж слишком похоже на рай:
Вот тебе яблочко. Ну! Выбирай!
лирическое
раннее
юмор
Комментарии
Первые две строки – слегка видоизмененная цитата из песни на стихи Михаила Танича, которая исполнялась в фильме «Большая перемена» и была у советских людей на слуху. Но у Танича следующие две строки уводят читателя от несправедливости в окружающей действительности. Лирический герой обмяк, следует тенью и привыкает к несовпадению, – то есть, готов на любые виды соглашательства:

Я за тобою следую тенью, Я привыкаю к несовпаденью…

А у Андрея Эдуардовича ровно наоборот – слова последних двух строк, можно сказать, выстроены в боевое каре, как будто за окном – декабрь на Сенатской площади. А два восклицательных знака в последней строке – это уж, извините, выстрелы за правое дело.

Ну! Выбирай! – не то, что там у Танича.

А. Лунин. И весной не стоит производство

Вот и весна! Даже жаба
Прыгает, квачет, свистит!
Плачет лишь смежная баба-
Ей на работу идти.

Только одно её радует
(Аж под лопатками зуд):
Ждёт её там ненаглядный
Смежник её Сигизмунд!

раннее
юмор
Комментарии
Ироническая интонация всегда удавалась Андрею Эдуардовичу. Он умел шутить и иронизировать и как режиссер, и как актер, и как поэт, ну и, ясное дело, как собеседник. Чувство юмора было безукоризненное.